Дорога к Можаеву

 

 

 

    Как уже сообщала наша газета, 12 июня в Пителине состоялся межрегиональный литературный праздник, посвященный 80-летию Б.А. Можаева, известного русского писателя. Праздник торжественно назвали «Тобой горда земля родная». Организаторами его выступили областное управление культуры и отдел культуры Пителинского района.

 

 

    И вот мы, группа журналистов, писателей, библиотекарей, садимся поутру в «Газель» и мчимся через Туму и Касимов на праздник, в Пителино. Мчимся по Касимовскому тракту, который еще называли Муромской дорогой. «На Муромской дорожке стояли три сосны». Этой, воспетой в народной песне, дорогой уходил на войну молоденький солдат Борис Можаев.

    Тринадцать лет он служил в Вооруженных Силах, в том числе в Ленинграде, в Порт-Артуре, во Владивостоке. Потом газетная стезя - собкор «Строительной газеты», работа в «Известиях».

    А вскоре на книжных прилавках появились повести «Живой», «Полтора квадратных метра», «История села Брехова», роман «Мужики и бабы»...

    По сценариям выпускника Высших сценарных курсов Можаева были сняты фильмы «Хозяин тайги», «В распутицу», «Вам что, наша власть не нравится?»

    Роман-хронику «Мужики и бабы», рассказывающий о периоде коллективизации на примере Пителинского района, некоторые критики ставят в один ряд с произведениями Шолохова, Белова, Распутина.

     А есть еще яркое публицистическое наследие Можаева. Николай Васильевич Молотков вспоминал, как Можаев приезжал в нашу область в качестве спецкора «Труда», с какой тщательностью он расследовывал обстоятельства гибели одного крестьянского хозяйства и какой резонанс вызвала его статья «Проданная деревня».

    В Пителине очень ждали гостей, которые могут что-то рассказать, что-то поведать об их замечательном земляке, имя которого уже вошло в историю отечественной культуры.

    И один из самых желанных и званых гостей - Валерий Сергеевич Золотухин, народный артист России, ведущий актер театра на Таганке. Его пителинцы встречали как поистине народного героя. И он оправдал их ожидания. Вот что он сказал, выступая на празднике:

    - Про Можаева я могу рассказывать долго. Спектакль «Живой» по можаевской повести «Из жизни Федора Кузькина» - этапный в моей судьбе - трижды был запрещен нашими начальниками. На прогон спектакля даже не пускали артистов нашего театра. Демидова смотрела его из осветительной будки, мою беременную жену, актрису театра, тоже не пустили в зал, хотя муж играл главную роль. Понимаете, какие времена были: театр на Таганке поставили на режим.

    И Борис Андреевич Можаев дал нам, артистам, огромный пример мужества. Как он разговаривал с министром культуры Фурцевой, которая обронила такую фразу: «В другие времена вас бы не запретили, а вообще поставили к стенке». И он ответил члену Политбюро так: «Как вы смеете, Екатерина Алексеевна!» Нам казалось, что тогда Россия стояла за Можаевым, перед нами стоял настоящий писатель, стоял офицер, пителинский мужик! И мы все брали с него пример несгибаемости и стойкости, в том числе и наш шеф Юрий Петрович Любимов.

    И надо было видеть в тот момент Золотухина на сцене, как он преображался, как менялись интонация, темпоритм речи, мимика. Это был настоящий театр одного актера. И надо было видеть глаза людей, следивших за актером. Вернее, для них Золотухин был не просто артист, известный на всю страну, перед ними действительно выступал можаевский герой. И когда Золотухин говорил, что он чувствует спиной глаза Можаева, впереди он видел такие же, можаевские, глаза пителинцев.

    А какой же русский, рязанский мужик не любит песен, не любит частушек? В спектакле «Живой» было много озорных, самобытных частушек. Они придали этому спектаклю о бедах и трагедии русского крестьянства подлинную народность, характеры героев стали почти фольклорными.

    Борис Андреевич часто сам певал частушки, а будучи в театре на Таганке, на театральных междусобойчиках, исполнял их с Владимиром Семеновичем Высоцким наперегонки.

    Артист просто не мог не исполнить, хотя бы несколько частушек, иначе народ его бы просто не понял. А исполняет их Золотухин мастерски, легко, пластично, с истинно таганковской иронией.

    Не хотел ты жить в Рязани,

    Не хотел плясать кадриль.

    Сделай Федя, обрезанье,

    И поедем в Израиль.

    Это частушка из спектакля «Живой», по словам Валерия Сергеевича, имела грандиозный успех на гастролях театра в Израиле: «Народ вставал во время представления, будто я гимн запел».

    Начав с частушки, баек, артист потом перешел к более серьезным вещам, и маленький стадион в Пителине буквально замер, когда он исполнял стихи Высоцкого, пропел пушкинские строфы из спектакля «Товарищ, верь!». И в этом было что-то глубокое, чувствовалось, как это все пережито, выстрадано артистом, как много значит для него настоящая поэзия, настоящая литература: Можаев, Солженицын, Шукшин, Высоцкий и, конечно, Пушкин.

    В его игре, импровизации на сцене вдруг проглядывал то Филька из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», то Петька Трофимов из «Пакета», то легендарный Бумбараш, или не менее популярный и любимый народом милиционер Сережкин из кинокартин «Хозяин тайги» и «Пропажа свидетеля», снятых по сценарию Бориса Можаева.

    - Спасибо Борису Андреевичу, - поклонился писателю Валерий Сергеевич, - за «Хозяина тайги». Я за эту роль, между прочим, получил звание «Почетный милиционер Советского Союза». Страны уже нет, а звание осталось. Что, впрочем, не помешало злоумышленникам угнать у меня машину. И Леня Филатов спел мне тогда такую частушку:

    Кто, такую матерь вашу,

    Спер «Жигуль» у Бумбараша?!

    И почему же Бумбараш

    Не загнал «Жигуль» в гараж?

    Такие, вроде бы несерьезные, байки из жизни, органично вплелись в литературно-музыкальную композицию, в мини-спектакль Валерия Золотухина.

    Все в нем было естественно, искренно. В отличие от многих праздников, которые страдают своей заорганизованностью, здесь все было душевно, все было хорошо.

    Замечательно отозвался о празднике Андрей Можаев, сын Бориса Андреевича, преподаватель ВГИКа:

    - Я словно в детстве побывал, увидев такие прекрасные, открытые лица.

    Праздник продолжался, и мы, журналисты, отошли с Андреем Борисовичем за эстраду, чтобы поговорить об его отце.

    - Каким вспоминается вам Борис Андреевич?

    - Я вспоминаю отца разным: большим, шумным, добрым, веселым и в то же время строгим. Мы ездили с ним по стране. И везде в любой ситуации он умел выслушивать других, ценить чужое мнение. Лишь откровенная ложь его возмущала, и тогда он резко обрывал собеседника.

    - Как вам кажется, востребовано ли сейчас его творчество?

    - Безусловно. Серьезная литература всегда проходила непростой путь к читателю, ведь настоящее всегда прорастает медленно. Сейчас она особенно необходима - у нас просто нет иного пути из тупика лжи и обмана. Чем дальше, тем острее будут ставиться вопросы, поднятые в свое время моим отцом.

    - Как вы оцениваете сегодняшнее состояние литературы?

    - Литература находится в сложном положении. Классическая русская традиция - стремление к правде - сейчас просто подавлена. Настоящим, публицистичным по сути, произведениям очень непросто пробиваться на свет, но отрадно, что такие книги есть.

    - А как, на ваш взгляд, обстоят дела в кино?

    - Тревожит полная дегероизация нашего кино, отсутствие настоящего героя. Я не имею в виду киллеров или «бригадиров». Но я преподаю на сценарном факультете и вижу, что в работах молодых такой герой начинает проявляться. Меньше стало подражаний, больше поиска.

    На празднике в Пителине произошло еще одно знаменательное событие: общественный фонд Александра Исаевича Солженицына «Русский путь» передал в дар местной библиотеке 100 экземпляров сборника избранных очерков Бориса Можаева «Земля ждет хозяина». Библиотеке вручил эту коллекцию писатель Олег Павлов, лауреат Букеровской премии. Кстати, накануне праздника Центральной библиотеке Пителина было присвоено имя Бориса Андреевича.

    Как сказала Людмила Андрюкина, заместитель начальника областного управления культуры, представитель фонда Солженицына обратился с предложением к администрации Рязанской области закупить целую партию можаевского сборника и распространить его по библиотекам Рязанщины. Сейчас это предложение рассматривается, и видимо, вскоре многие рязанцы смогут познакомиться с можаевской публицистикой.

    Кстати, на похоронах Бориса Андреевича Солженицын очень много и потрясающе говорил о нем как о великом публицисте. И об этом напомнил землякам писателя Валерий Золотухин.

    А на прощание Валерий Сергеевич дал краткое интервью:

    - Как вы оцениваете праздник?

    - Я думаю, что праздник состоялся. Борис Андреевич был бы рад, что его помнят и чтут земляки.

    - А что больше всего понравилось в Пителине?

    - Люди. Они здесь замечательные. В них есть вера, доброта, чувствуется, что они очень порядочные.

     - Есть ли перспективы у большого можаевского праздника?

    - Несомненно. Я договорился с главой Пителинского района Владимиром Андреевичем Мирошкиным, что это будет не одноразовый праздник. Творчество Можаева необходимо пропагандировать, его книги издавать. Нужно, чтобы в каждой библиотеке были произведения Бориса Андреевича. Если мы не будем чтить таких писателей, как Можаев, мы потеряем нашу историю, нашу память, нашу душу.

    - Спасибо.

 

Владлен Гордиенко

http://rv.ryazan.ru/old/cgi-bin/main-n=1628&m=9.htm

 

Используются технологии uCoz