Манифест 19
февраля 1861 года
Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и
самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и
прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.
Божиим провидением и священным законом
престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в
соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею
царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и
состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно
работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную
до проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе
государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно
благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и
преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям
крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем
потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит
обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и
не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и
добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые
патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и
благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при
уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении
непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении
иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые
отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для
крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала
неподвижность к улучшениям в собственном быте.
Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши
и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры,
частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию
помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию
особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал
постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I
— постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными
правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но
постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие
в весьма малых размерах.
Таким образом, мы убедились, что дело изменения
положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников
наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.
Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому
дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности
его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по
собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян,
причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять
трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше
оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием
всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось
от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных
сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в
крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было
ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в
правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и
составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых
людях рассмотрены в Государственном совете.
Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу
исполнительное движение.
В силу означенных новых положений, крепостные люди
получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все
принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности,
в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения
быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в
положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe
обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В
сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их
оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые
земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым
приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне
освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в
решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для
них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по
истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное
освобождение и срочные льготы.
На сих главных началах составленными положениями
определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется
порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые
крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении
к правительству и к помещикам.
Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные
правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и
для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности
приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы
сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы
предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и
заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный
повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости
таковых договоров.
Как новое устройство, по неизбежной многосложности
требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего
время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение
замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий
доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по
совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.
Для правильного достижения сего мы признали за благо
повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по
крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами
крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров,
могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых
посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские
управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть
в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества
соединить под одно волостное управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому
сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на
основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в
постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу
помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по
мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в
действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.
6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым
людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять
прежние их обязанности.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их
имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия
волостных судов.
Обращая внимание на неизбежные трудности
предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое
провидение Божие, покровительствующее России.
Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность
благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от
всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к
осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно,
побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к
ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило
основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно
также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых
положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый
владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего
сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на
выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый
пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных
повинностей.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности
владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной
попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными
соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых
случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных
имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на
будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное
стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же приведения в действие тех
соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в
собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут
оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих
на имениях долгов.
Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда
мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не
приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения.
Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл
не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно
пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением
некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна
повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в
особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные
помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или
добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться
от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при
открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное
пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.
Они вразумятся, что, получая для себя более твердое
основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они
становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового
закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело
дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать
благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под
покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как
неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою
бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.
Исполнители приготовительных действий к новому
устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят
бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с
наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от
их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и
собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для
посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в
собственность.
Осени себя крестным знамением, православный народ, и
призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего
домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санктпетербурге, в
девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот
шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.