Борис АндреевичМОЖАЕВ

 

Фёдор АБРАМОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АБРАМОВ Федор Александрович (29.02.1920—14.05.1983), писатель. Родился в д. Веркола Архангельской обл. в многодетной крестьянской семье, рано потерял отца; помогая матери, с шести лет занимался крестьянской работой; начальную школу (в Верколе) окончил первым учеником, но, несмотря на это, при переходе в среднюю школу возникли трудности: Абрамов был из середняцкой семьи, и его не сразу перевели в следующий класс. Уже в 9—10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в 1937. Однако к мысли стать профессиональным писателем Абрамов пришел не сразу. После окончания Карпогорской средней школы в 1938 Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны: в 1941 записывается добровольцем в народное ополчение. Дважды был ранен, причем во второй раз только чудом избежал гибели. В 1942, оказавшись после второго ранения на Большой земле, Абрамов посещает родную деревню: впечатления от этой поездки лягут в основу будущих произведений писателя. Как «нестроевик», Абрамов был оставлен в тыловых частях. Служил заместителем политрука роты, учился в военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш» (смерть шпионам). После победы Абрамов возвращается в университет, поступает в аспирантуру (1948), успешно защищает кандидатскую диссертацию по творчеству М. Шолохова (влияние М. Шолохова на Абрамова впоследствии будут отмечать критики). К этому времени относится публикация статьи о космополитизме в советской литературе, написанной Абрамовым в соавторстве с Н. Лебединским и направленной против ряда еврейских литературоведов. Чуть позже Абрамов становится зав. кафедрой советской литературы при Ленинградском университете, в соавторстве с В. В. Гурой выпускает книгу, посвященную М. Шолохову («М. А. Шолохов. Семинарий», 1958).

Творчество Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие многих его произведений разворачивается в д. Пекашино, «прототипом» которой является Веркола. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.

Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60—70-х. В своем подходе к литературе Абрамов ощущал близость творчеству таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов, Б. Можаев, В. Афанасьев.

Первый роман Абрамова «Братья и сестры», посвященный жизни русской деревни в военные годы, вышел в свет в 1958. Причину его появления Абрамов объяснил невозможностью забыть «великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, быть может, не менее тяжелый, чем фронт русского мужика». Позднее это произведение даст название циклу, в который войдут еще три романа: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Первоначальное название тетралогии «Пряслины», выводя на первый план повествование о пекашинской семье Пряслиных, несколько сужало замысел автора.

«Братья и сестры» создавались с желанием оспорить доминирующую в литературе 40—50-х точку зрения на русскую деревню как на край благополучия. Роман оказался практическим подтверждением позиции, высказанной Абрамовым в статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» (1954). В этом своеобразном манифесте Абрамов подверг резкой критике «Кавалера Золотой Звезды» С. Бабаевского, «Зарю» Ю. Лаптева, «Жатву» Г. Николаевой — произведения, признанные официальной критикой в качестве образцовых. Абрамов предъявил литературное требование — показывать «правду и нелицеприятную правду».

Выходя за рамки дозволенного цензурой, размышления Абрамова о деревне подчас оказывались рискованными. Так, очерк «Вокруг да около» (1963), в основу которого положен рассказ о дне председателя колхоза, был признан идейно порочным, а редактор журнала «Нева», где очерк был напечатан, снят с работы.

В 1968 Абрамов опубликовал роман «Две зимы и три лета», посвятив его трудной судьбе послевоенного Пекашина. Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных уровнях. Его интересует как простой крестьянин, так и человек, поставленный управлять людьми. Облегчение, на которое надеялись пекашинцы, ожидая победы, не пришло. Кровно связанные общей целью, еще недавно они были как «братья и сестры». Теперь автор сравнивает деревню с кулаком, каждый палец которого хочет своей жизни. Непомерные государственные обязательства, голод, отсутствие устойчивого быта подводят героев Абрамова к мысли о необходимых переменах. Михаил Пряслин (герой, очень близкий Абрамову) в конце романа задается вопросом: «Как жить дальше? Куда податься?» Сомнения и надежды героя, размышляющего о будущем в финале романа, воплощаются в символическом образе вспыхнувшей и «рассыпавшейся» звезды.

Действие романа «Пути-перепутья» (1973) разворачивается в н. 50-х. Это еще один эпизод из истории Пекашина. Абрамов показывает негативные изменения в характере русского крестьянина. Государственная политика, не позволяющая труженику воспользоваться результатами своего труда, в конце концов отучила его работать, подорвала духовные основы его жизни. Одной из важнейших тем в романе оказывается судьба руководителя колхоза, который попытался изменить установившийся порядок — дать крестьянам выращенный ими же хлеб. Противозаконное действие повлекло за собой арест. Серьезным испытанием для пекашинцев становится письмо в защиту председателя, которое им необходимо подписать: лишь немногие способны совершить этот нравственный поступок.

Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978. Он посвящен современной автору действительности — деревне 70-х. «Дом» — одно из важнейших понятий для Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования — личную жизнь семьи, общественную жизнь деревни, положение России в целом. Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, Абрамов все же ищет тех его представителей, которые позволят сохранить надежду на возрождение исконного русского характера, попытаются заново отстроить полуразрушенный историей «дом».

Работу над крупными произведениями Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей. Причем благодаря неоднократному обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха», 1972—80; «Трава-мурава», 1955—80; «Самая счастливая», 1939—80. Параллельно Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио.

Некоторые произведения Абрамова не дошли до читателя при жизни автора. Наиболее важное из них — повесть «Поездка в прошлое», задуманная еще в н. 60-х, увидела свет только в 1989. Последнее значительное произведение Абрамова «Чистая книга» — итог размышлений писателя над судьбами России — так и осталось незавершенным.

Вьюгин В.

http://www.rusinst.ru/

 

САЙТ ПАМЯТИ ПИСАТЕЛЯ

 

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В Питер за сарафаном

Старухи

О чем плачут лошади

Из колена Аввакумова

Куст рукотворный

Как Лукеша свою Маньку замуж выдала

Новогодняя елка

Слон голубоглазый

Франтик

Собачья гордость

Однажды осенью

Сосновые дети

Последняя охота

Пролетали лебеди

Дела российские...

СОЭ

Могила на крутояре

Когда делаешь по совести

Материнское сердце

Из рассказов Олены Даниловны

Михей и Иринья

Валенки

Нюркино лекарство

Отомстил

Олешина изба

Золотые руки

А у папы были друзья?

Бревенчатые мавзолеи

Сказание о великом коммунаре

Последний старик деревни

Самая счастливая

Поля Открой Глаза

А война еще не кончилась

Надежда

За земляков

Бабилей (сборник рассказов)

Дорогами Суворова

Сан Саныч

Жарким летом

Степка

Есть, есть такое лекарство!

Потомок Джима

Трава-мурава, цикл коротких рассказов

Были-небыли, цикл коротких рассказов

Безотцовщина

Сказка "Жила-была сёмужка"

Вокруг да около

Пелагея

Деревянные кони

Алька

Поездка в прошлое

Мамониха

Братья и сестры

Две зимы и три лета

Пути-перепутья

Дом

 

ПУБЛИЦИСТИКА

Пашня живая и мертвая (очерк, совместно с Антонином Чистяковым)

От этих весей Русь пошла (очерк, совместно с Антонином Чистяковым)

На ниве духовной (очерк, совместно с Антонином Чистяковым)

О хлебе насущном и хлебе духовном (выступление на VI съезде писателей СССР)

Чем живем - кормимся (открытое письмо землякам)

Работа - самое большое счастье (слово в день шестидесятилетия)

Слово в ядерный век (выступление на VII съезде писателей СССР)

Самый надежный судья - совесть (выступление в телестудии "Останкино")

В краю родникового слова

О первом учителе

50-летие советской власти и задачи писателей

Я пишу о Севере

Время работает благотворно (из беседы с корреспондентом газеты "Литературная Россия")

Выступление на II съезде писателей РСФСР (конспект)

Сюжет и жизнь

Язык, на котором говорит время (ответы на вопросы "Литературной газеты")

Такой словарь нужен

Слету женщин в Архангельске

На родной Пинеге (из беседы в редакции "Правда Севера")

Среди земляков (беседа в газете "Пинежская правда")

"Пинега - это моя почва" (выступление на встрече с читателями - земляками в Карпогорском Доме культуры)

Кое-что о писательском труде (беседа с корреспондентом журнала "Вопросы литературы" Л. Антопольским)

Своя тропка (беседа с корреспондентом еженедельника "Книжное обозрение" М. Искольдской)

О сказке

Нас вдохновлял Твардовский

Правда вооружает... (выступление на авторском вечере в Доме писателей им. В. В. Маяковского)

Писательство - это честный разговор о жизни (из беседы с корреспондентом журнала "Молодой коммунист")

О читателе (ответы на вопросы журнала "Библиотекарь")

О современной песне

Балалайка

Самая прекрасная страна (беседа с корреспондентом журнала "Отчизна" А. Михайловым)

Бесстрашие в исканиях истины (ответы на вопросы "Яснополянского сборника")

Еще о читателе (ответы на вопросы журнала "Литературное обозрение")

Мы и сегодня живы ими (из выступления на вечере встречи выпускников филологического факультета Ленинградского университета)

Быть достойным их памяти... (ответы на вопросы газеты "Советская Россия")

Сотворение нового русского поля (Интервью для журнала "Наш современник". Беседа с доктором филологических наук В. Бузник)

Живут книги, читаются...

Я всегда взываю к активности. (Выступление на встрече с архангельской интеллигенцией)

Возжечь человеческое... (Из выступления по архангельскому телевидению)

Для "За буквите"

Деревня - это мать наша. (Интервью с корреспондентом еженедельника "Книжное обозрение" М. Искольдской)

Ответ читателям

 

ПУБЛИКАЦИИ

Федор Александрович Абрамов

В мире Федора Абрамова: Каталог выставки в Российском этнографическом музее.

В мире Федора Абрамова (подг. Л.В. Крутикова-Абрамова, Г.Г. Мартынов).

Юбилейный венок Федору Абрамову (сост. Л.В. Крутикова-Абрамова).

Фёдор Абрамов

Анатолий Знаменский. Служение правде

Вернуться к чистоте

Писатель Фёдор Абрамов служил в СМЕРШе

Федор Абрамов — писатель и контрразведчик

 

ВИДЕО

Острова. Фёдор Абрамов

Северное сияние Федора Абрамова

Используются технологии uCoz